Непал 2002 - Александр Ендураев

Mar. 30th, 2008 08:26 pm Непал 2002

Непал 2002
Решил повторить опыт и перевести в компьютерную форму дневник второй поездки в Непал.
(Описание 1-й можно прочитать начиная со ссылки http://enalex.livejournal.com/9612.html или отобрать по метке «Непал»)
В промежутке я в 1991 г. съездил в Альпы, в район Шамони. Сначала мне очень понравилось. Красота плюс комфорт и чистота. Сразу объявили: «воду, текущую из любой трубы, можно пить». Но нет грандиозности Гималаев, и жизнь как-то не пульсирует, как в Азии.
Поэтому в 2002 г. снова отправился в Непал, на этот раз к подножию Эвереста.
Мои фото этого похода можно посмотреть на сайте турфирмы

Улетаем вечером 25 апреля. Нас снова 10, из прошлой группы Сергей Рагимов и Леша со Светой. Если прошлый раз были все москвичи, сейчас девушка из Харькова, парень из Донецка и даже немка – Хайде, работающая в Москве.
На этот раз прямого рейса в Катманду, к сожалению нет. Прилетаем в Дели в 3 ночи и узнаем, что наш рейс в Катманду перенесен с 10 утра на 19 часов. Виз у нас нет, из транзитного зала выйти не можем.
26.04.2002
Обнаруживается рейс Индийской авиакомпании, улетающий в 11-00, но мы не можем поменять билеты, т.к. кассы за пределами транзитного зала. После долгих объяснений и звонков все-таки удается переоформить билеты, нас даже допускают отобрать свой багаж, мы улетаем. Самолет полупустой, почти одни русские Заселяемся в новый отель “Blue Diamond», комнаты лучше, с кондиционером, а кухня похуже, чем в Мандапе. Катманду совсем другой. После непонятного убийства короля в прошлом году положение напряженное, туристов намного меньше, в городе забастовка, больше половины магазинов закрыты. С трудом нахожу интернет кафе, чтобы отправить письмо, а были на каждом углу. Решил проверить, смогу ли найти старый отель, немного прошел, узнал изгиб улицы, возникло странное ощущение, что я вернулся в какие-то родные места, хотя я и был-то в Катманду полтора дня. Отель нашел самостоятельно.
27.04.2002.
С утра в аэропорт. Признаки военного положения: колючка, патруль, часовые за мешками с песком. Маленький аэропорт для местных рейсов и совсем маленький самолет, мест на 15. Летим в Луклу. Из самолета отличный вид на главный Гималайский хребет. Над перевалом самолет летит совсем низко, кажется сейчас заденет брюхом поверхность. Крохотная посадочная полоса с заметным наклоном, при посадке самолет едет вверх и быстро тормозит, а при взлете просто падает в пропасть. В отличие от прошлой поездки мы сразу оказываемся на высоте 2800 м. Переход в Факдинг, довольно легкий, больше вниз (до 2600). В этом районе все немного по-другому, от внешности и произношения до способа переноски грузов. Здесь их носят в больших конусообразных корзинах на спине. Таких не было в прошлой поездке.
28.04.2002.
Переход в Намче-Базар. До обеда ровная дорога, вход в заповедник, категорический запрет на пронос стеклянной посуды. Удивляют очень высокие деревья рододендрона, я привык к Кавказскому кустарнику. После обеда длинный крутой подъем на 700 метров, грандиозное ущелье. Намче-Базар расположен в почти круговом цирке. Останавливаемся в одноименном отеле - Намче, там есть несколько номеров с душем, в них селим семейные пары и женщин. Остальные ходят к ним мыться, это большая роскошь. Собирались пройтись по городу но начинается дождь, а потом и вовсе объявляют, что с 18-30 комендантский час и выходить нельзя.
29.04.2002.
С утра крапает мелкий дождь, а я обнаруживаю, что забыл плащ. На ходу забегаю в местный магазин и покупаю вполне приличную накидку на молнии за 100 рублей в пересчете на наши деньги. На короткое время проясняется, мы видим цирк вокруг Намче и красивые пики справа от ущелья, но начинается сильный снег, и все затягивает. По крутому серпантину поднимаемся на 600 м в Тянгбоче, проходим монастырь, останавливаемся на ночлег несколько дальше в Дибоче, бросаем вещи и налегке возвращаемся в монастырь. В нем даже есть телефон, удается позвонить домой. Монастырь существенно больше тех, что мы видели в прошлую поездку, и очень красиво расположен. Возвращаемся в лоджию, там много серьезных альпинистов – здесь проходит тропа ко многим крупным вершинам. Один, услышав русскую речь, присаживается за наш стол. Он уехал из СССР в США 12 лет назад и руководит там программисткой фирмой. Готовится к подъему на Эверест, идет один с шерпом. Здесь с начала марта, восхождение намечено на середину мая, когда на Эвересте установится на несколько дней штиль. В другое время там дует сильнейший циклон, и над Эверестом висит облачный флаг – атмосферный поток относит испарения. Он провел несколько дней на высоте 7200 м. и спустился для восстановления. Наши дамы, которые уже начали страдать от горняшки, стали допытываться, как он чувствовал себя на такой высоте. Ему казалось, что он чувствует себя прекрасно, но он не смог записать свой адрес встреченному альпинисту – забыл, как писать. Спустился, вспомнил.
30.04.2002.
С утра на земле снег, но небо ясное, воздух прозрачный, очень красиво. Лесистые склоны ближайших холмов и белые резцы снежных вершин за ними. Поднимаемся в Панбоче вдоль ущелья, подъем довольно пологий. В Панбоче к нам подходит шерп, который ходил со многими русскими альпинистами. (Шерпы, которые ходят с альпинистами намного мощнее наших носильщиков, выглядят, как представители другой расы). Его воспоминания выглядят мрачновато: ходил с Башкировым, он потом разбился там-то, с Букреевым, он разбился там-то, с какой-то Катей, которая совсем недавно разбилась на Канченджанге. По-русски знает: «Давай, давай» - энергичные взмахи рукой и «перекур» - плавный жест руки в сторону.
Впереди перпендикулярно ущелью встает грозная стена Нупце, а справа красивая двухголовая гора – Амадаблам. Величественное разветвление ущелий, главная тропа уходит вперед, мы идем направо в Дингбоче. Погода меняется очень быстро, только что было ясно, и уже все затянуло облаками. Сели ужинать, выглядываю в окно, а там снова чистое небо и прекрасный вид на горы в лучах заката. Бросаю ужинать и бегу за фотоаппаратом.
1.05.2002.
Акклиматизационный выход в долину Чукунг. Из Дингбоче (высота 4400) делаем радиальную вылазку примерно до 5км. Сначала пологий подъем широким ущельем до Чукунга, потом круто вверх на локальную вершину. Наверху пронизывающий холодный ветер.
2.05.2002.
Возвращаемся на развилку ущелий и поворачиваем направо, к Дукле. Красивая гряда острых скал, что были впереди остаются слева, после поворота ровная плоская поляна, окруженная снежными хребтами – наверно самое красивое место сначала маршрута.
Теряем Хайде, у нее сильная горная болезнь. Она пыталась идти невзирая ни на что, но после того, как дважды упала на тропе, ее отправляют назад с одним из портеров. Она будет дожидаться нашего возвращения. Вроде бы у нее был опыт походов на такой высоте. Мне кажется причина отчасти психологическая, она не смогла преодолеть культурный шок, и примирить окружающую действительность со своими требованиями гигиены. Говорила: «скорее бы вернуться в Москву, лечь в ванную, а всю одежду сжечь».
Обедаем в Дукле и поднимаемся по очень крутому большому подъему по каменистому склону. Вылезаем на перевал, на нем «tomb stones» - площадка с маленькими кучками камней в память о разбившихcя шерпах. Они совсем маленькие - 20-30 см высотой, и окружены такой же низенькой оградой из таких же камешков. Ни в столбиках – памятниках, ни в ограде камешки никак не скреплены, а просто положены один на другой. После перевала идем пологой дорогой в Лобуче. Там шикарная лоджия с горячей водой. Высота 5 км., примерно как вчера, поэтому мы чувствуем себя прекрасно, заходим в столовую, набрасываемся на еду. Там сидит несколько групп, которые зашли без акклиматизации, они смотрят на еду с видимым отвращением. По плану должны были ночевать дальше, в Горакшеп, но там одна бедная лоджия, и все дружно решают остаться здесь и пройти побольше на следующий день.
3.05.2002.
Подъем в 2-45 ночи, наскоро пьем чай. Теряем еще одного человека: Люду сильно тошнит и она остается. Идем к Горакшепу, яркий лунный свет позволяет идти без фонаря. При походе к Горакшепу светлеет, там оставливаемся отдохнуть. Выхожу из ложи оглядеться, меня обтекает стая кегликов, если не ошибаюсь, это вид диких куропаток, размером побольше курицы. Меня игнорируют совершенно, не боясь проходят вплотную.
Начинаем подъем на Калапаттар, идем вверх по крутому снежному склону. Выясняется, что я переборщил с одеждой, запуганный Рагимовым, который говорил, что наверху может быть очень холодно и ветрено. Я одел теплую куртку и дополнительные теплые штаны. На подъеме стало жарко невыносимо, и пришлось переодеваться. Наибольшей проблемой были штаны. Чтобы их снять пришлось снять ботинки, верхние штаны, сами эти штаны, и все в условиях равномерно крутого склона, когда нужно следить, чтобы рюкзак, палки и все снятое не укатилось вниз.
Пока я переодевался Рагимов, Леша и Света ушли далеко вперед и потерялись из виду, так как за ними протопала огромная сплоченная японская колонна. Остальные наши наоборот остались далеко внизу, так что до вершины я шел один. Снежный склон сменился большими камнями, иногда на очередной камень приходилось залезать. Подниматься стало неудобно, следы теряются, дыхание срывается, палки только мешают. После отдыха немного пройдешь снова воздуха не хватает. Вспомнил совет опытного туриста: шаг, другой, вдох-выдох на месте. Сразу все нормализовалось, стало возможно идти без остановок, и я довольно быстро влезаю на вершину. Калапаттар стоит в центре плоской круглой долины, наверно был гигантский кратер когда-то, долину окружают горные гряды. Эверест на втором плане поэтому выглядит не очень величественно, впереди него на переднем плане Нупце, которая кажется гораздо грознее. С севера высоким конусом эффектно поднимается Пумари. Засиживаться на высоте 5550 не рекомендуется, снимаем круговую панораму и начинаем спуск вниз другим путем, более пологим, но более длинным. Радуюсь, что мы рано встали, - все затягивает тучами и начинается снег. Утром погода почти всегда лучше, чем после обеда. Возвращаемся назад в Лобуче.
4.05.2002.
С утра замечательная погода, ясное небо, четко очерченные хребты. Все с удовольствием фотографируются на фоне окрестных гор. Снова проходим перевал с «могильными камнями» и спускаемся в Дуклу. Там немного отдыхаем и идем дальше. Обедаем в Фериче, длинном поселке, протянувшемся вдоль дороги. В столовой висит предмет гордости семьи – лист с оценками ребенка, который учится в интернате в Катманду. Переходим на правую сторону реки и спускаемся в Панбоче, где забираем Хайде, она здесь отлеживалась. Из Панбоче идем в Форце узкой длинной горизонтальной тропой на крутом склоне ущелья. Приходим совсем поздно, очень длинный день, очень большой переход. Форце – самый бедный поселок в этом регионе, в лоджии нет воды, напротив лоджии непалец пашет поле на быке деревянной сохой.
5.05.2002г.
С утра ясное чистое небо и красивые горы вокруг. Из поселка видно восьмитысячник Чоо-Ю, правда вдали. Зато хорошо видны Там-Тер-Ку и Кантенга. Долго спускаемся по крутому склону лесистого ущелья, потом часа два поднимаемся на противоположную сторону. Затрачиваем полдня, чтобы отойти совсем недалеко, - Форце перед нами как на ладони, совсем рядом. Вид очень живописный – между огромных гор на одном из склонов плоская площадка, а на ней поселок и разлинованные квадраты полей. Группа разделяется, половина уходит простой дорогой в Намче-Базар, мы делаем небольшой крюк, чтобы пройти другой дорогой и зайти в Кунчжунг. Спускаемся по каменной лестнице вдоль скалы почти вертикально вниз. В Кунчжунг приходим довольно рано. Главная достопримечательность – две большие белые ступы в центре поселка и еще пара с краю. Позади гостиницы ровное поле, там после ланча играем с нашими носильщиками в футбол и лапту. А неделю назад невозможно было представить себе, что на такой высоте можно бегать.
6.05.2002.
После выхода из Кунчжунга нас останавливает непалец и спрашивает, не можем ли мы починить ему компьютер. Идем, смотрим, компьютер подключается через трансформатор, а трансформатор выключен. Зато мы сохранили реноме. Человек по местным меркам богатый, - одно наличие компьютера много значит. Большая огороженная территория, он разводит яков. Внутри дома полный бардак, коробки навалены, к компьютеру не сразу подберешься.
Идем в Тома через Сьянбоче. Проходим мимо вертолетной площадки и через район необычных камней, - тропа идет между огромными, поросшими мхом валунами, потом лесистым склоном мощного ущелья. По серпантину спускаемся к реке, перед мостом сооружение в виде ворот с крышей, назначение непонятно. Пьем чай в Тома и идем монастырь. Переходим реку в месте, где она прорезала узкий и глубокий извилистый проход в скалах. Несколько метров шириной и больше сотни в высоту. Пропускаем очень большой караван яков из Китая. Яки, особенно не местные, очень боятся европейцев, говорят, мы для них непривычно пахнем. Один из яков, не доходя до меня несколько метров, прыгает с тропы практически в пропасть и обегает меня снизу по почти вертикальному склону, и это со свешивающимися по бокам мешками!
Изнуряющий подъем, обед в поселке под монастырем, подъем еще выше в монастырь. Это ряд зданий расположенных друг над другом на крутом склоне с общей оградой. Как и в других монастырях бедно и для непосвященных непонятно.
Возвращаемся той же дорогой до реки, потом поворачиваем в Намче—Базар. В Намче номер с туалетом и душем воспринимается как верх роскоши.
7.05.2002.
Поднимаемся на край "кратера”, где расположен Намче, и идем в Факдинг вдоль ущелья с лесистыми склонами и довольно мощной рекой внизу. Несколько раз пересекаем ее по высоким навесным мостам. Сооружения эти кажутся хлипкими – метра два в ширину, мелкая решетка внизу, тросы по боками, - но по ним спокойно проходят караваны. Обедаем в Факдинге перед рекой. Одновременно с нами туда приходит большая группа японцев. Они все свое несут с собой: котлы, миски, кажется, еду тоже.
После обеда последний переход в Луклу, перед ней большой и крутой подъем. Луклу видно издалека, наверху, на склоне. Признаки милитаризации: в Намче комендантский час, перед Луклой попадаются несколько военных патрулей, в Лукле на аэродроме что-то вроде плаца, на котором занимаются чем-то похожим на строевую подготовку.
8.05.2002/
Рано утром идем в аэропорт. Носильщиков у нас уже нет, подъем небольшой, но с двумя рюкзаками чувствуется. Местных на входе поверяют очень тщательно, буквально выворачивая карманы. На туристов вообще не обращают внимания. Я трижды прошел мимо контроля, - сначала помог женщине занести рюкзак, потом сходил сфотографировать горы на восходе. В мою сторону даже не смотрели.
Рейс откладывают, возвращаемся, едим Applepie в кафеюшке на крыше соседнего отеля, оттуда хороший вид на окрестные хребты. Пугающие истории, что в Лукле нелетная погода может держаться несколько дней. Впрочем, небо чистое, так что задержка не из-за этого.
Наконец прилетает наш самолетик и мы улетаем. Пытаюсь снять главный Гималайский хребет через иллюминаторы без большой надежды на успех, т.к. они довольно грязные.
Обедаем в Мандапе (отель из прошлой поездки). Я не очень люблю манго, но признаю, что спелые и свежие очень вкусны. Вечером болтаюсь по городу без особой цели, покупаю книгу про Гималаи, открытки.
9.05.2002.
Кумар – руководитель встречающей турфирмы – везет четверых желающих на экскурсию в Бхактапур, бывшую столицу королевства, присоединенного 200 лет назад, находящуюся в 60 км от Катманду. Один из самых больших храмов посвящен богине Лакшми. На ступенях храма расположены охранные силы, на каждой следующей ступени десятикратно превышающие предыдущие. Сначала воины, потом слоны, потом разные фантастические звери.
Потом нам показывают «окно павлина», которое получило первую премию за мастерство на международном конкурсе, и королевский дворец с 55 окнами, золотыми воротами и бассейном с охраняющими его статуями кобр. Из бассейна, правда ушла вода после землетрясения 30-х годов. Стена дворца во внутреннем дворе – шедевр резьбы, который запрещено фотографировать. Посещаем площадь горшечников, где делают горшки на весь Непал, наблюдаем процесс изготовления. Глиняный горшок – основной элемент кухонной утвари, хотя богатые люди покупают металлическую посуду. Мы видели в лоджиях по десятку металлических чайников на полке, начищенных до блеска и явно выставленных на показ.
На обратном пути проезжаем мимо дома Кумара и заходим к нему в гости. Трехэтажный кирпичный дом, совсем простой, безо всяких украшений, просто прямоугольная коробка. Во дворе собачка, рядом участки отца и брата. Знакомимся с женой, на балконе третьего этажа нас угощают пепси и галетами. Видимо местной едой нас кормить не решаются.
Разговор не клеится, общих тем нет, расспросить про быт было бы интересно, но не знаем, что удобно спрашивать, что нет.
После возвращения в Катманду успеваем съездить посмотреть Буддинатх – самую большую ступу в мире. Заказываем себе майки с надписью «Калапаттар 5550м», немного пижонство, конечно, но все-таки мы гордимся этой высотой. Обедаем в китайском ресторане. Очень вкусный острый “Golden soup” из морепродуктов и довольно банальная “утка по Пекински”, в которой ничего “Пекинского” нет, просто кусочки жареной утки в сладком соусе.
10.05.2002.
С утра прохожу пешком к историческому центру – Durbar Square. Не был уверен, что найду дорогу, и дошел только со второй попытки. Но дело было не в ориентации, в первый раз пошел в сандалиях и не смог пройти из-за грязи на улицах. Пришлось возвращаться и одевать туристические ботинки.
Потом идем с Рагимовым обедать в Китайский ресторан и примерно за 4$ съедаем пять вторых на двоих (каждое блюдо делили пополам, чтобы побольше попробовать) и выпиваем по кружке пива. Можно сказать, почти даром. Фотографируемся группой на фоне гостиницы и улетаем в Дели. Там проводим бестолковую бессонную ночь в аэропорту. Кто-то пытается поспать сидя, мы с Лешей играем в шахматы. Наконец улетаем и на этом поездка заканчивается.