?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Поход 55 км Куровской ветки - Кузяево 9 января 2011 года - Александр Ендураев

Jan. 9th, 2011 09:09 pm Поход 55 км Куровской ветки - Кузяево 9 января 2011 года

Плановый поход должен был закончиться на платформе 43 км Горьковского направления.
Накануне мы получили сообщения, что в результате "ледяного дождя" деревья обледенели, наклонились, частично попадали, и просеки стали совершенно непроходимыми.
Саша Зибров с учетом этого откорректировал маршрут, предусмотрев преодоление наиболее проблематичного участка по шоссе. Думаю, что это был реально осуществимый план.
Но нас увела в сторону от проложенного маршрута хорошая лыжня. Каюсь, я сам был в числе тех, кто предложил ей воспользоваться. Вскоре начались завалы, которые становились всё гуще и гуще. Не уверен на 100%, но думаю, что когда появились первые завалы, мы могли вернуться на запланированный маршрут, проломившись немного по азимуту. Но постепенно мы ушли сильно на восток, и стало ясно, что нужно искать альтернативный вариант.
В результате мы по относительно чистой дороге дошли до Слогавки, там пообедали, а потом вышли на прямой широкий грейдер, именуемый за эти качества "БАМом". Ехать по нему было не очень интересно, но он нас в каком-то смысле спас, так как ехали по нему быстро, и с наступлением сумерек были уже неподалеку от Кузяево.
Вопрос, допустимо ли в походе такое радикальное изменение маршрута, для меня не ясен. Я согласен, что "маршрут не догма", и что изменения по ходу вносить можно и даже нужно. Но изменения начального и особенного конечного пункта мне не нравятся.
Во-первых, поход для меня не просто катание, а некая задача, которую нужно выполнить. Покататься я и около дома могу. Вот задача сегодня выполнена не была.
Но это мой субъективный взгляд. Более важно, что у нас многие идут с GPS с закачанным маршрутом, что позволяет им идти в своем темпе и чувствовать себя уверенно. К ним примыкают другие, идущие в том же темпе.
Не говорю уже о том, что мы раздаем карты с нарисованным маршрутом, и к этому люди тоже привыкли. Наконец, дистанция сегодня получилась существенно больше объявленной на сайте, а на это опять таки кто-то ориентировался.
Группа большая, растягивается очень сильно, в результате некоторые остались в темноте, когда стрелок уже не видно, без карт, без GPS и без понимания, куда нужно идти.
Это неправильно.
Часть людей во главе с Титовым после обеда пошли во Фрязево, но насколько я понял по телефону, там тоже было непросто. Надеюсь, Шура сам прокомментирует.

40 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:(Anonymous)
Date:January 10th, 2011 08:27 am (UTC)
(Link)
Я согласен с тезисом, что менять маршрут после выхода на него - неправильно. Раз уж пошли, нужно преодолевать препятствия. Но тут вопрос в их количестве. После ухода по хорошей лыжне на восток на старый трек, по которому мы раньше ходили подобный маршрут, и который давно списали по причине плохой проходимости значительной его части, коррекция маршрута с целью выхода на пл. 43 км была уже явно нецелесообразной. Всётаки было 47 человек и я не уверен, что несколько часов свободного лазания по завалам прошли бы для всех участников благополучно, не говоря уже о поломке лыж и пр. А выход на БАМ позволил хотя бы 10 км прокатиться с ветерком. Вероятно, в следующем году придётся организовывать разведку в эти места, чтобы понять, следует ли там прокладывать лыжный маршрут. В 17:30 я позвонил из электрички Ире Азаровой и выяснил, что их группа из 9 человек всё ещё движется в темноте. Надеюсь, что они дошли до финиша нормально. В связи с этим хотелось бы напомнить тем, кто ходит недавно, что в лыжных походах налобный фонарь - вещь совершенно необходимая.

Константин
From:enalex
Date:January 10th, 2011 09:55 am (UTC)
(Link)
Вот это – что в 17-30 многие ещё двигались в темноте, к тому же без карт и GPS, меня и не устраивает, это наша вина, как руководителей.
У нас же не такая спортивная группа, как Дмитриевская или Софроновская, там люди не только больше и быстрее идут, но и привыкли самостоятельно разбираться с маршрутом и возвращаться в темноте. А у нас некоторые вообще на лыжи недавно встали, и я считаю, что мы должны помнить в первую очередь о них.
Видимо, вообще не надо было идти на восток, а раз уж пошли и уткнулись в завалы, стоило наверно вернуться по той же лыжне на запад. Там от поворота на восток до планового роута недалеко, никаких часов бы не потребовалось. А на роуте, мне кажется, мы бы обошлись без особых завалов.
From:(Anonymous)
Date:January 10th, 2011 10:45 am (UTC)

Pavel

(Link)
В ожидании грядущих приключений,которые неминуемо последуют,предлагаю на сайте написать:наличие фонарика,особенно для тех,кто с нами впервые - обязательно,только он гарантирует, что вы выйдите из леса в день похода, а не когда-нибудь еще. Павел.
From:enalex
Date:January 10th, 2011 11:04 am (UTC)

Re: Pavel

(Link)
С фонариком, конечно лучше, чем без него, и рекомендацию брать фонари на сайте написать можно. Но даже с фонарем искать в темноте стрелки на снегу – занятие довольно безнадежное. Если у человека нет GPS или хотя бы карты и компаса, фонарик ещё ничего не гарантирует.
From:irmos_d
Date:January 10th, 2011 10:58 am (UTC)

Александр, поддерживаю Вас

(Link)
Приветствую.

Хотелось много всего написать. И про то, что хоть вы и хозяева лыжни, но раз уж выкладываете маршрут и знаете, что за вами идут более слабые, надо не забывать про них. И как вчера, наверное, икалось Александру Зиброву, когда наша группа его вспоминала.:) Но вижу, что мы с Вами и так солидарны, поэтому поделюсь впечатлениями. Тем более, что за 5 лет моего хождения по вашим следам, такой экстрим был 1-й раз.

Нас было сначала 8 человек: я с женой, еще 3 девушки и 2 парня. Хотели пройти по запланированному вами маршруту, пообедать на вашем костре, а затем в точке 28 отвернуть в сторону Храпунова. Таким образом, наш маршрут составил бы примерно 17 км, а вышли бы мы засветло. Это оптимальная длина для нас: при большом желании я проходил пару раз ваш полный маршрут, но вообще для меня 15-20 км самое то. А учитывая, что некоторые из моей группы этой зимой первый раз встали на лыжи, это вообще предел.

На 4-м км маршрута один из наших товарищей сломал крепление. Это большая удача, что мы его уговорили вернуться в Гжель, а не залатать кое-как лыжу и идти до бетонки. Ибо с бетонкой пересечения не оказалось.

Когда оставшиеся 6 человек поняли, что с 6 км начинается петля, беспокойства не было: были случаи, когда вы немного меняли маршрут. Единственное, что напрягло, это проползание под деревьями. По-моему, такое первый раз я встречаю на ваших маршрутах.

Я был уверен, что уж к точке запланированного обеде все нормализуется, но потом мы поняли, что маршрут изменен радикально. Несколько раз туда-обратно мимо нас пробежали две женщины, мужчина в спортивном костюме и парень. Похоже, они решили, что вообще сбились с вашей лыжни и вышли на чужую.

Когда мы осознали, что на запад вы не идете, появилось беспокойство. В анонсе было написано, что возможно удлинение маршрута до Казанской дороге. Возвращаться в такую даль в наши планы не входило. Сами развели костер, как оказалось, километра за 4 до вас. Очень хорошо, что в этот раз, как чувствуя, взяли пилу. В районе 16 часов пошли дальше. Мой план был таков: выйти к д.Коломино, а оттуда по автодорогам пройти до пл.Игнатьево. Но вы отвернули от Коломина, а сами тропить мы не смогли бы, да и темнело уже.

Я не понимаю, зачем в столь экстренной ситуации вы еще и закладывали дополнительные петли: мой навигатор отрисовал почти колечко длинной метров 600.

Дальше меня стали беспокоить совершенно другие мысли: успеем ли мы хоть на какую электричку и хватит ли второго аккумулятора в КПК нам на все оставшееся время. На вопросы моих товарищей, сколько осталось, я не мог ничего ответить - я не знал, куда вы решили пойти.

С радостью увидели лыжню в направлении Фрязева. Свернули туда в надежде, что километра через 2.5 будем на месте. Но за километр вы снова отвернули. Интересно, чья идея была переходить болото по бурелому в темноте, сняв лыжи?:) Я пару раз там навернулся, хорошо, что то ли воды было мало, то ли лед крепок. А вот товарищ провалился-таки в воду уже после завала.

Очень хорошо, что, хоть мы и хотели выйти засветло, жена положила пару фонарей. Не знаю, как мы шли бы без них, учитывая, что не все в нашей группе хорошо видят.

Из страха застрять в лесу на ночь я решил, что раз наш новый путь лежит в сторону Власова, дойти до поля, пройти к Власову, а там идти в сторону Горьковской ж/д. Но за километр до Власова вы повернули налево. Дорога сначала была хорошая, потом опять пошли завалы. Когда, наконец, вышли на газопровод, помчались по хорошей лыжне в сторону Всеволодова. Видели ваш поворот в лес, часть народа хотела свернуть, но я настоял: идем по газопроводу, он выводит на дорогу, просека широкая, тут точно не будет завалов, лыжня есть. А куда нас опять заведет Зибров, кто его знает.

Оказалось, что родители одной из наших девушек позвонили в МЧС! Они перезвонили, мне пришлось говорить с офицером и убеждать его, что с нами все в порядке, помощь не требуется, есть навигатор, и проблема лишь в том, что мы ищем нормальную дорогу через лес. Потом из Всеволодова отзванивались, что с нами все в порядке. Во Всеволодове очень быстро подошел автобус, хотя был 21 час, во Фрязеве тоже быстро сели на электричку. Дома были в полночь. Всего на лыжах прошли 24 км.

Друзья, не делайте больше такого экстрима.
From:irmos_d
Date:January 10th, 2011 09:12 pm (UTC)

Re: Александр, поддерживаю Вас

(Link)
А что ж никто не указал мне не незнание математики?:))) Конечно, следует читать "Нас было сначала 7 человек..."
From:irmos_d
Date:January 10th, 2011 10:59 am (UTC)
(Link)
Основные выводы.

1. Это первый раз, когда надо было подлезать под буреломом.
2. Первый раз на моей памяти, когда перенесено место костра - одна из основных точек Х.
3. Первый раз, когда маршрут радикально изменен.
4. Нигде на маркировке лыжни не указывали пункт окончания нового маршрута.
5. Самое главное. Изменение было неудачным, потому что исчезли все точки схода. Больше не было ни контакта с большими пустошами (как в районе Храпунова), ни пересечения с дорогами.
From:(Anonymous)
Date:January 11th, 2011 01:34 pm (UTC)

Главный вывод...

(Link)
... который Вам надо сделать:

Выбирайте маршрут по силам, умениям, опыту.

То, что просеки будут завалены и "завешены" стало окончательно ясно в начале января (когда выпавший снег усугубил действие дождя). В таких условиях высока вероятность изменения маршрута и движения с низкой скоростью (из-за завалов и плохой лыжни), а следовательно, в темное время суток.

По моему очень скромному мнению решение идти на Кузяево через Слогавку и затем бетонку ("БАМ") было логичным и правильным. Только оно и позволило завершить поход засветло (а медленно идущая часть группы шла в темноте всего около 40 мин).
Решение идти на Фрязево, притом не через "БАМ", было, имхо, не лучшим.
Ваше решение, опять же имхо, было несколько авантюрным: увидев, что условия не очень соответствуют подготовке Вашей группы, надо было вовремя повернуть назад по своей лыжне. Конечно, тогда не было бы столько эмоций :))
From:alex_v_titov
Date:January 10th, 2011 01:10 pm (UTC)

Километров меньше - развлечений больше.

(Link)
Отчет о выходе в Фрязево и большие извинения irmos_d.

С обеда решился пойти во Фрязево в последний момент, так что получилось несколько сумбурно.

Итак, чуть вернулись назад и встали на неплохую северо-западную лыжню... которая через километр свернула "назад" - на юго-запад. Тут встал вопрос, идти ли по лыжне неизвестно куда, возможно километров 15 обратно до 55-го, или все-таки пройти оставшиеся 6 км до Фрязево, из коорых сложные первые 3 (дальше поля и поселок). Поскольку ехалось по лыжне мне утром как-то медленно, решился пойти туда, где покороче, хоть и с тропежкой.

По просеке достаточно просто дошли на СЗ до газопровода, с которого решил свернуть на СВ к БАМу. Вот это, возможно, было ошибкой, продолжение тропежки по просеке через километр уже вывело бы на широкий и накатанный газопровод.

В общем, пошли к БАМу. Кое где по газопроводу, кое-где рядом, по лесу. И тут вышли к большому болоту с протокой по северному краю. Болото проходилось, протока нет. Решил идти вдоль протоки к БАМу, либо перелезем, либо обойдем. Нашелся перелаз, мне он показался достаточно удобным, несколько деревьев, идешь, опираясь на них лыжами и палками. Но мы-то перелезали еще засветло - в темноте, тем кто пошел следом было сложнее и "нервнее".

В общем, вышли на БАМ. Времени затратили не так и много, так что не уверен (ответ Саше Зиброву), что имело смысл идти до БАМа со всей группой, еще неизвестно, что было на непройденном куске БАМа.

Участок БАМа до газопровода довольно сильно завален. Но лыжня была, так что пробились.

Газопровод как кусок трассы лыжных гонок - несколько хорошо накатанных лыжней... только идет-то он, к сожалению поперек нужной нам дороги к Фрязево! А по БАМу даже лыжни нет. Пошли в сторону Всеволодова, в надежде все-таки оказаться во Фрязево, а не выходить через Власово на редко посещаемое электричками Казанское. Довольно быстро увидели накатанную лыжню нужного направления в лес.

Лыжня не самая плохая... но в полной темноте те, кто шел следом, правильно не пошли по ней. Немного зигзагов кустам в паре сотне метров от газопровода, дальше полегче, хотя и с некоторыми "кренделями" по лесу. В общем, в конце сумерек вышли на поля.
Дальше уже ничего интересного, не спеша шли знакомым маршрутом, стараясь никого не "потерять". Уехали в 6 часов.

Про маршрут. Ну вот, случился в МО ледяной экстрим. Если раньше пройти на лыжах от Горьковской до Куровской ветки как дважды два, то теперь - "высшая математика" :) Скорость движения непредсказуема. БАМ был в районе газопровода труднопроходим, а чуть ближе к Фрязево спокойно шли краем леса, а не полем, поскольку никакого льда на березах не было - нет бы наоборот! Участок в районе бетонки довольно сложный, могли там серьезно застрясть, но, наверное надо было идти туда, потому что либо продрались хотя бы к Есино, либо за час утопали куда-нибудь по бетонке. Уже про изменнный маршрут: можно было бы, думаю, подойти к Коломнино, пообедать, далее попробовать по ЛЭП обратно на 55-й, ну а кто послабее - пешком до Кузяево.

Про организацию. Действительно, очень плохо менять маршрут. Так что, наверное, надо все-таки, увы, как-то вывесить наши телефоны на сайт. Ну и на картах их уж точно печатать.
From:irmos_d
Date:January 10th, 2011 08:02 pm (UTC)

Re: Километров меньше - развлечений больше.

(Link)
Спасибо за извинения, мы уже успокоились и не обижаемся.:))) Даже наоборот, кое-кто вспоминает с удовольствием: не всякий раз такие приключения.:)

Хочу, в свою очередь, извиниться перед Александром Зибровым - зря мы его недобрым словом поминали, думая, что идем по его следам.:)))

Про публикацию телефонов руководителей группы идея хорошая. Сам хотел в личку написать, попросить.
From:enalex
Date:January 10th, 2011 02:56 pm (UTC)

ФОТО

(Link)
Фотографы!
Мы с нетерпением ждем фотографий!
From:pingback_bot
Date:January 10th, 2011 04:32 pm (UTC)

Лыжный ПВД от Гжели

(Link)
User boba_yozh referenced to your post from Лыжный ПВД от Гжели saying: [...] первый же для меня поход оказался с элементами экстрима :) http://enalex.livejournal.com/91999.html [...]
From:zibrov_a
Date:January 11th, 2011 04:49 pm (UTC)

Меня лыжня соблазнила и обманула 3 раза :)

(Link)
1-й - когда мы ушли с маршрута. Нам с Сашей Ендураевым было очень интересно куда она ведет.

2-й - когда она пошла в Коломино, завела в Зебри и повернула назад.

3-й - когда должна была идти от обеда в сторону Всеволодово (Фрязево), а потом, как выяснилось, фыркнула и ушла от туристов на юго-запад.

Выводы про эту лыжню в лесу и старых доверчивых руководителей делайте сами.
From:enalex
Date:January 11th, 2011 06:29 pm (UTC)

Re: Меня лыжня соблазнила и обманула 3 раза :)

(Link)
Ну, ты уж излишне свою голову пеплом не посыпай. На первой лыжне ты совершенно правильно хотел вернуть по плану налево, а мы коллективно тебя заморочили.
From:(Anonymous)
Date:January 11th, 2011 09:47 pm (UTC)
(Link)
Первое. Спасибо руководителям - Марку, Саше Зиброву и Саше Ендураеву. Решения об изменении маршрута были приняты своевременно и ПО ДЕЛУ! Вы - молодцы!

Второе. Некоторым участникам. После дождя при отрицательной температуре (ниже -5, в ночь на 26 декабря) прохождение маршрута по плану возможным не представлялось. Это очевидно, и я бы с интересом посмотрел на тех, кто бы вышел на 43 км Горьковской дороги или на Донино! Скорее всего, это случилось бы утром.
Далее. Если ваша норма 15-20 км - то идите в оздоровительный поход (я там бывал, зазорного в этом не вижу).
Наличие пилы считаю обязательным. Конечно, если вы не собираетесь халявить у костра.
НИКОГДА не выходите на маршрут без компаса!!! Это ваша безопасность, ваша жизнь..
Группа Дмитриева? А вы там были? Я был, и не стонал. Группа Рыжавского - Шаргородского - Ендураева - Зиброва ОБРАЗЕЦ ГУМАНИЗМА по отношению к туристам. Проверьте, это так.
... от Коломино повернуть на Фрязево? В получасе от Игнатьево! Ну-ну!
И еще. Если вы берете с собой своих подруг (друзей), тем более в количестве 7 человек, пожалуйста, потратьте 2-6 выходных, и поставьте их на лыжи ДО похода. Без умения держать скорость 7-8 км/час на лыжне вам (им) в тренировочном походе делать нечего. Вы в лучшем случае будете держать группу, в худшем - см. выше. А если вы еще и не можете тропить..

С уважением, Игорь Ивашков (хожу в ПВД с 1991 года).
From:enalex
Date:January 12th, 2011 03:58 am (UTC)
(Link)
Игорь, ты не учитываешь, что люди же не пришли в поход. Они пошли прокатиться, используя лыжню. Неплохой способ "поставить людей на лыжи", кстати. Но им не повезло.
From:zibrov_a
Date:January 13th, 2011 11:36 am (UTC)

Выложил на сайт фотографии от Сергея Шитова

(Link)
From:zibrov_a
Date:January 13th, 2011 11:36 am (UTC)

Выложил на сайт подробное описание маршрута

(Link)
From:zibrov_a
Date:January 14th, 2011 08:31 am (UTC)

Выложил ссылку на фотографии от Никиты Долгополова

(Link)
From:(Anonymous)
Date:January 17th, 2011 06:06 am (UTC)

Сергей

(Link)
Мне повезло, что после костра выбрал маршрут во Фрязино, в составе группы из 9 человек, во главе с Александром Титовым. Огромное спасибо за полученное удовольствие. Экстрим, неизвестность, адреналин – это все действительно было. Но не за этим ли мы ходим в походы, уважаемые коллеги?! С нами был Руководитель, поэтому было чувство уверенности. Идти по рафинированному маршруту конечно хорошо, но экспромт, для нас, городских жителей, иногда позволяет прочувствовать вкус жизни… А в лыжный поход, в любом случае, надо выходить более-менее подготовленным. Или идти в составе большой группы.
Лыжный поход выходного дня «пл. 55 км – ст. Фрязево» получился удачным и считаю правильным подобные послеобеденные продолжения для энтузиастов. Во главе с Руководителем! С уважением, Сергей.