Поход Полушкино – Звенигород 27 января 2019 - Александр Ендураев

Jan. 27th, 2019 10:19 pm Поход Полушкино – Звенигород 27 января 2019

Накануне возникли небольшие сомнения, как мы пройдём. В субботу был сильный снег и тоже было в прогнозе на ночь. Стал вспоминаться прошлогодний поход от Вельяминово, когда из-за похожих погодных условий группа не смогла пройти плановый маршрут до конца. По-моему, это случилось единственный раз за её почти шестидесятилетнюю историю.

Но всё оказалось не так страшно. В прошлогоднем походе по Павелецкой дороге мы шли полностью непроторенными полями. На этот раз в районе было много лыжней и буранок. Они конечно были засыпаны, но угадывались, и твердая основа внизу не давала проваливаться совсем глубоко. Кроме того, прошлогодний снегопад был после оттепели. Внизу был мокрый снег, который провоцировал подлип. Сегодня было сухо, авангард хорошо поработал на тропежке, поэтому средний темп до обеда был 6,5 км/час. Неплохо для такой погоды. Всё-таки темп был ниже обычного, поэтому Зибров отказался от варианта удлинения до Захарово. Поэтому обеденный привал сделали пораньше, вместо плановой точки DIN устроили обед после перехода Сетуни в точке 28. Переход был несколько сыроват, но это просто выступила вода сверху надо льдом. Кстати, меня удивило, что несмотря на предшествующие морозы Москва-река не замерзла полностью. Когда мы съехали к ней от Полушкино, вдоль берега долго тянулась весьма широкая промоина.
После обеда я с большинством группы поехал в Звенигород, как и собирался. Зибров поехал разведывать выход в Часцовскую, ждём результатов. Несколько энтузиастов под руководством Володи из Одинцова все-таки поехали на удлинение до Захарово.
Все помнят крутой подъем перед Звенигородом после перехода Нахавни (точка 54), но никто не вспоминал подъем после перехода Островни, после 44, и у меня тоже он не возникал в памяти. А он немногим уступает, тоже пришлось лыжи снять, чтобы залезть. А когда залезли попали в завал, не очень длинный, но и не маленький. А потом внезапно вышли на пропиленную трассу. Я ещё в прошлом году не понял, то ли начали пилить и бросили (хотя распилены очень толстые стволы), то ли мы неправильно выходим. Собирался летом проверить, но забыл.
Как и в прошлом году мне очень понравилась северная просека от 47 к 49. Там тоже мощные стволы пропилены. Ну и Клоповская просека хороша, как обычно.
В Звенигород мы вышли немного не стандартно. Обычной лыжни от 54 к 55 не было, лыжня шла в обход поля севера. Тропить не хотелось, время до электрички было, и мы объехали поле по лыжне.
Карта с плановыми точками и треками. Красный трек мой, черный – Зиброва.

Карта

16 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

From:me126
Date:January 28th, 2019 07:34 am (UTC)

Подъём от Островни

Очень похоже, что группа поднялась по той же ложбинке, что и в прошлом году, треки совпадают. Предполагаю, что начало правильного подъёма буквально в двадцати метрах дальше вдоль склона. Тропа хорошо видна на снимках и обозначена на OSM. Вспоминается, что во времена, когда мы там ещё пилили, как-то спускались по ней.
From:zibrov_a
Date:January 28th, 2019 07:37 am (UTC)

Подъем от Островни

Вы опять пошли вверх по желобу (тут дети катаются), а правильный подъем был в метрах 30-и восточнее. Это мы поняли еще в прошлый раз (получились те же грабли :-)

From:enalex
Date:January 28th, 2019 07:45 am (UTC)

Re: Подъем от Островни

Ну да, тут виден протоптанный подъем, а лыжни дальше на восток не было. И прошлогодний трек в данном случае спутал. Думаю, в будущем нужно ещё одну плановую точку поставить после 44 на ЮВ прямо на тропе, чтобы компас показывал правее. А так и маршрут ведет куда не надо.
From:zibrov_a
Date:January 28th, 2019 07:50 am (UTC)

Re: Подъем от Островни

Так т. 44 и стоит в 20 м восточнее (см. с большим увеличением). Вы до нее не дошли просто.

From:enalex
Date:January 28th, 2019 07:55 am (UTC)

Re: Подъем от Островни

20м это в пределах погрешности GPS, а направление на точку 45 практически совпадает с этим злосчастным желобом. А нужная тропа после 44 существенно загибается на восток. Если бы там на ней была бы ещё одна точка (не вместо 44, а в дополнение), она показала бы ведущим, что они идут не туда. Я шел не первым, поэтому даже если бы я знал и помнил, это бы не помогло.

Edited at 2019-01-28 07:57 am (UTC)
From:zibrov_a
Date:January 28th, 2019 08:43 am (UTC)

Re: Подъем от Островни

Точку 44 конечно надо было поставить подальше на восток. Но будут ли спускаться те, кто уже поднялся, когда они поймут, что пошли не туда. Надо на обеде было об этом сказать, но как знать, кто там будет там первым :-)

По словам Володи из Одинцово на правильном подъеме тоже надо снимать лыжи.

From:enalex
Date:January 28th, 2019 08:59 am (UTC)

Re: Подъем от Островни

Нет точка 44 стоит на месте в начале тропы. Но я, когда GPS сигнализрует о подходе к точке, или когда сам вижу, что осталось метров 20, смотрю направление на следующую точки и ищу поворот в эту сторону. По-моему, так работает с навигаторами большинство. Поэтому должна быть следующая точка в нужном направлении, тогда первые сразу сориентируются правильно.
На правильном подъеме тоже бы пишлось снять лыжи, но было бы не нужно после подъема довольно долго перешагивать через толстые лежащие стволы.

Edited at 2019-01-28 09:01 am (UTC)
From:zibrov_a
Date:January 28th, 2019 09:41 am (UTC)

Видео от Айдара Ибатуллина

From:zibrov_a
Date:January 28th, 2019 09:44 am (UTC)

Фотографии и комментарий от Светланы Громовой

From:zibrov_a
Date:January 28th, 2019 09:50 am (UTC)

Фотографии и комментарий от Ивана Антипенкова

«ПОСЛЕ СНЕГОПАДА»

Зимние маршруты с завершением в Звенигороде всегда приятны.
Приятны и красотой сосновых лесов, и вокзалом с буфетом.
Не раз слышал, как ветераны Группы с ностальгией вспоминали времена, когда там продавались вкуснейшие пончики. Но и без пончиков оказаться в тёплом и светлом помещении после лыжного похода настоящее удовольствие, дополнением которому всегда служит пустая электричка.
Впрочем, выходя утром из дома, сомневался: суждено ли сегодня в очередной раз посетить Звенигород?
Дело в том, что всю субботу и в ночь на воскресенье шел обильный снег, насыпавший, по крайней мере, 15-20 сантиметров «препятствия», способного заметно снизить скорость передвижения.
Мелкий снег не прекращался и утром воскресного дня.
Логика подсказывала, что ожидается нелёгкая тропёжка.
В качестве «запасного варианта» всерьёз рассматривал эвакуацию автобусом из Белозерово в Голицыно после обеда.
Вышли из электрички в Полушкино в 8.45.
Было уже светло и радостно оттого, что день заметно прибавляется.
Удачно преодолев крутой спуск к Москва-реке, оказались в Васильевском – одном из красивейших мест Подмосковья.
Почему-то вспоминался поход с Михаилом Гаром в конце марта 2017 года.
Тогда весна была ранняя и Группа Рыжавского, всегда «с трудом» расстающаяся с лыжным сезоном, ещё каталась где-то на севере Московской области, а мне захотелось прогуляться пешком вдоль только что вскрывшейся ото льда реки.
Михаил Гар любит в своих походах рассказывать о достопримечательностях, мимо которых проходит маршрут.
Помню, как присев среди «Васильевских сосен» на высоком берегу, с удовольствием внимали Михаилу, читавшему отрывки из «Былого и дум» А.И. Герцена.
К своему стыду не знал, что с 1822 г. Васильевское принадлежало отцу Герцена, а будущий писатель и публицист бывал здесь почти каждое лето вплоть до 1833 года, посвятив Васильевскому не одну страницу своей известной книги.
Приведу небольшую цитату:
«Я мало видал мест изящнее Васильевского. Кто знает Кунцево и Архангельское Юсупова или именье Лопухина против Саввина монастыря, тому довольно сказать, что Васильевское лежит на продолжении того же берега верст тридцать от Саввина монастыря. На отлогой стороне – село, церковь и старый господский дом. По другую сторону – гора и небольшая деревенька, там построил мой отец новый дом. Вид из него обнимал верст пятнадцать кругом; озера нив, колеблясь стлались без конца; разные усадьбы и села с белеющими церквами видны были там-сям; леса разных цветов делали полукруглую раму, и через все – голубая тесьма Москвы-реки. Я открывал окно рано утром в своей комнате наверху и смотрел, и слушал, и дышал».
Между тем, пока фотографировал заснеженные окрестности Васильевского и вспоминал этот отрывок из «Былого и дум», Группа ушла далеко вперёд.
Как ни старался, догнать товарищей не мог.
Не мог также и не удивляться: неужели они умудряются тропить настолько быстро, что даже идущий по готовой лыжне, хоть и неважный лыжник, не может их настичь?
Увидел «хвост» походной колонны лишь однажды.
На обширных полях возле Троицкого.
Примерно через полтора часа «погони», решил прекратить это бесцельное занятие и сфокусироваться на лицезрении зимних пейзажей.
А посмотреть было на что!
Давно заметил, что ни одна, даже самая искусная фотография неспособна передать того, что видит глаз «вживую».
From:zibrov_a
Date:January 28th, 2019 09:50 am (UTC)

Комментарий от Ивана Антипенкова (продолжение)

Ещё утром в электричке Зибров сказал, что раз уж сегодня нет «паралимпийцев» во главе с Павлом и Марком Борисовичем, частенько приходящих к месту обеда навстречу Группе, то можно изменить точку обеда перенеся её на берег Сетуни.
Зная об этом, не удивился, когда увидел Группу, заготавливавшую дрова не на «плановом» 23-м километре маршрута, а на 17-м.
Сделали два костра, причём «второй», обычно служащий для обогрева, удачно расположили на открытом месте. Дело в том, что тёплый воздух, поднимающийся вверх, растапливает снег на ветках и под своей тяжестью он осыпается, проливая на туристов не всегда приятный «снежный душ».
Особых приключений послеобеденный участок не принес, если не считать два крутых подъема при пересечении речек Островня и Нахабня, потребовавшие снятия лыж и карабканья наверх пешим порядком.
Из «точки 40», немного не доходя до Белозерова, Зибров отправился в разведку на Часцовскую, предупредив желавших к нему присоединиться, что и сам не знает, когда туда попадет и что возможно электричку придется ждать целый час.
Интересно будет узнать, что получилось у разведчиков?
Неприятной неожиданностью для последовавших в Звенигород, стали закрытые двери вокзального буфера.
Что скрывать?
Рассчитывая пополнить в нём запас воды, на обеде неосмотрительно выпил весь чай из термоса.
Пришлось терпеть до Москвы.
Впрочем, жажда не казалась большой неприятностью.
Уже сидя в электричке, радовался, что сегодня удачно справились с тропёжкой.
Так не всегда бывает «ПОСЛЕ СНЕГОПАДА».

From:zibrov_a
Date:January 28th, 2019 09:52 am (UTC)

Фотографии от Дмитрия Рыбалкина

From:zibrov_a
Date:January 28th, 2019 12:30 pm (UTC)

Выход в Часцовскую

Мы зимой на лыжах никогда не начинали и не заканчивали в Часцовской. Последний раз ходили там пешком в 2007 г. За это время упало много стволов на просеке от Белозерово на юг. Но сейчас она была полностью пропилена и по ней шла старая засыпанная лыжня. Пришлось пропить, но главное, что за этой просекой следят и регулярно пропиливают. Видны были свежие и старые пропилы.

Выход мне понравился, хотя достаточно мест, где лыжня проходит через обширные поляны с упавшими стволами. Это особенно это удручает в начале пути от Белозерово. Грейдер от дач к Можайскому шоссе был чистым и машин по нему ездит совсем мало.

Этот выход очень скоростной.

From:enalex
Date:January 28th, 2019 01:44 pm (UTC)

Re: Выход в Часцовскую

Ты не обратил внимания, в каком состоянии поперечная просека (которую ты первоначально собирался испольовать)?
From:zibrov_a
Date:January 28th, 2019 01:49 pm (UTC)

Re: Выход в Часцовскую

Обратил внимание. Первая с севера поперечная просека была абсолютно чистая и широкая. Она идет по заваленному лесу.

From:zibrov_a
Date:January 31st, 2019 08:11 pm (UTC)