Александр Ендураев (enalex) wrote,
Александр Ендураев
enalex

Category:

Концерт современной музыки

Вчера был на необычном концерте в зале Чайковского. Из четырех вещей программы три исполнялись в России впервые. Необычность начиналась уже с расположения оркестра: он сидел на месте партера, а часть зрителей сидела на сцене.

Программа концерта:
Ensemble intercontemporain
Дирижёр – Маттиас Пинчер
Робен
Art of Metal II для металлического контрабасового кларнета и электроники (российская премьера)
Варез
Octandre для семи духовых инструментов и контрабаса
Пинчер
Beyond II (bridge over troubled water) для флейты, альта, арфы (российская премьера)
Булез
Répons для шести солистов, камерного ансамбля и электроники (российская премьера)

От первой вещи я получил яркое впечатление, хотя, может быть, и не вполне музыкальное.



Звуки, которые артист извлекал из своего инструмента, напомнили мне щебетанье птиц и крики обезьян. А звуки из колонок над головой очень точно имитировали рёв хищников. Было очень легко представить себя в джунглях, тем более что весь зал, кроме солиста был в полной темноте.
Octandre Вареза наверное уже нельзя относить к современной музыке. Он написан почти 100 лет назад, в 1924 году. Вареза я слушал довольно много, поэтому послушал с удовольствием, но без большого воодушевления.
Без особого интереса прослушал и третью вещь руководителя ансамбля Пинчера. Не хочу сказать, что она плохая, возможно, стоит послушать ещё несколько раз. Новая, незнакомая музыка часто не воспринимается с первого раза. Автор во вступительном слове сказал, что написал её в прошлом году во время карантина из-за пандемии в Нью-Йорке. Возможно, мне помешало то, что я пытался найти связь музыки с пандемией, а также с названием вещи («Мост над беспокойной водой»), что меня напрасно отвлекало.
Большое впечатление произвело второе отделение – Repons Булеза. У меня есть запись этой вещи в исполнение именно этого оркестра. Я слушал её несколько раз без особого энтузиазма. Оказалось, что рассадка исполнителей может сыграть большую роль. Я сделал несколько фото после концерта. Как я уже написал оркестр сидел на месте партера.



Два рояля были с боков от зрителей на сцене, какой-то ударный инструмент там же сзади.



Ещё один ударник был прямо надо мной.



Пятый солист примерно также располагался на другой стороне зала, а шестой – арфа – по центру зала на самом верху на балконе.



Получилась музыка структурированная не только во времени, но и в пространстве. Особенно эффектно было в финале, когда оркестр замолчал и погрузился во тьму. Освещены были только солисты, которые как бы перекликались через пространство зала. Структура зала Чайковского идеально подходила для этого, по-моему. Так вещь звучит намного ярче, чем в записи.
Tags: музыка
Subscribe

  • Поход Морозки - Абрамцево 12 сентября 2021

    Маршрут стал в группе стандартным осенним маршрутом, после того как мы с Димой Чаркиным разведали этот вариант прохода в 2018 году. Вчера прошли в…

  • Поход Яхрома – Морозки 5 сентября 2021

    Лето закончилось и осень наступила строго по календарю. 1 сентября заметно похолодало, все предпоходные дни были дождливыми. Прогноза на воскресенье…

  • Поход Монино - Есино 29 августа 2021

    У нас второй раз подряд поход по новом маршруту, причем без дальнего выезда из Москвы. Даже странно, казалось, что мы в ближнем Подмосковье уже все…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments