?

Log in

No account? Create an account
   Journal    Friends    Archive    Profile    Memories
 

Поход с экстримом Семхоз – Ашукинская 23 ноября 2008. - Александр Ендураев

Nov. 23rd, 2008 08:42 pm Поход с экстримом Семхоз – Ашукинская 23 ноября 2008.

В идее маршрута лежали походы Хотково – Путилово и Радонеж – Путилово.
Хорошие места, красивая долина Пажи, но уж очень короткие даже для этого времени года.
Мы решили немного удлинить и запланировали поход Семхоз – Путилово.
Проблема выхода в Путилово – очень редкие электрички на этой ветке, одна была в 4 с минутами, другая в 6-37, в условиях, когда в 5 темно, это поздно.
В понедельник я решил прикинуть, успеваем ли мы на 4 часовую электричку, залез на сайт с расписанием, а ее нет!
Решили возвращаться после обеда на главную ветку в Ашукинскую, оказалось примерно такое же расстояние.
А вчера позвонил Генрих Яковлевич и сказал, что электричка есть, просто ошибка в расписании, а от Ашукинской они с Тамарой попробовали и там плохо: сыро и проблемы с переходом речки.
Но я уже настроился на разведку нового варианта, карты напечатал, точки в GPS заложил, и после небольшого обсуждения во время обеда все решили идти в Ашукинскую.
Путь до обеда, очень живописный с большим количеством подъемов и спусков, был несколько испорчен погодой: дождь сверху, вода и грязь внизу.
А сильнейший ветер создал экстремальную ситуацию во время обеда.
Минут за десять до остановки мы видели, как переломилась большая сосна, она упала метрах в пятидесяти от нас параллельно тропе. А когда мы стояли у костра сосны вокруг противно скрипели и вращались воронкообразно. Мы стоял рядом с Алешиным, он не видел, как падала сосна, и спросил: «сколько времени она падает – минуты две ?». Я сказал секунд 20, кто-то возразил: «не больше 7-10». В это время сзади раздался сильный треск, обернувшись, мы увидели, что огромная сосна падает прямо на нас!
Раздался крик «разбегайтесь», но все уже разбегались и так. Практика показала, что все успевают, а ствол сосны прошел точно по тому месту, где мы стояли. Я потом долго выковыривал из-под веток свой рюкзак.
Выход в Ащукинскую конечно хуже, чем в Путилово, там хороший лес прямо до станции, а здесь два шоссе, грязное поле и поселок Рахманово. Хорошо еще, что за Рахманово сразу нашли переправу через речку по бетонной плите.
Но все недостатки искупаются тем, что в Путилово интервалы между электричками два с половиной часа, а в Ашукинской от 20 до 40 минут.
А во вторник Гриша должен вернуться из Непала. Я все эти две недели мысленно был с ним.
Его маршрут был у меня первым в Непале и конечно лучше всего запомнился.
И я представлял, сегодня он видит Аннапурну из Писанга, сегодня мрачный скалы, которыми кончается ущелье Марсианди, сегодня безграничный простор, открывающийся после перевала и т.д.
Я в молодости любил смотреть понравившийся фильм второй раз обязательно с человеком, который его еще не видел.
Смотря его глазами, я как бы обретал снова свежесть восприятия. Немного меня беспокоит, что у меня это была вообще первая поездка в Азию, а Гриша уже был в Тайланде, Малазии, Индии. Вдруг после них Непал покажется ему неинтересным.

18 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

Comments:

From:unclepaddy
Date:November 23rd, 2008 09:12 pm (UTC)
(Link)
Но как мне понятны ваши чувства! Я это про "фильм" и про "Непал", который нужно смотреть "второй раз обязательно с человеком, который его еще не видел" - именно так.

И именно такой же страх "а вдруг не понравится, вдруг не то?".

...хорошо, что от сосны убежать удалось :)
From:(Anonymous)
Date:November 24th, 2008 09:47 am (UTC)

Маленькое примечание

(Link)
Это была не сосна, а елка. У елей корневая система идет, в основном, по поверхности. Поэтому падают они хорошо. Сосны более ветроустойчивы ("На севере диком растет одинок на голой вершине сосна" :)) Кстати, случай заставляет задуматься о месте выбора стоянки при таких ветрах.
Михаил Вазюлин.
From:enalex
Date:November 24th, 2008 10:40 am (UTC)

Re: Маленькое примечание

(Link)
Не буду спорить, может это ель была.
У меня в памяти остался падающий на нас ствол.
Он был больше похож на сосновый, потому что голый, у елей боковые ветви обычно отходят гораздо ниже. И цвет коры мне кажется сосновый.
А после я уже больше смотрел на людей, первая мысль никого ли не задело, потом обмен впечатлениями.
Кстати, звуки глухих ударов, которые мы слышали до этого, могли производиться падающими деревьями. Мы с Артуром обсуждали, что это, как будто самолеты звуковой барьер преодолевают, чего вроде быть не должно, то ли гром, чего тем более в конце ноября не должно быть.



Edited at 2008-11-24 10:53 am (UTC)
From:(Anonymous)
Date:November 24th, 2008 11:10 am (UTC)

Re: Маленькое примечание

(Link)
От тех, кто ходи "пилить". У нас были хорошо слышны удары, но мы решили, что это с полигона.
От елок же хорошо слышен только треск, мы же слышали отдаленный треск раза три, когда у костра стояли... пока не услышали близко :)
Шура с дубиной (который был без дубины).
P.S. Дубину не стал делать, потому как утром оттаскивали отпиленные стволы караванцам, пока они "в 3 бензопилы" пробивали дорогу.
From:enalex
Date:November 24th, 2008 01:30 pm (UTC)

Re: Маленькое примечание

(Link)
На полигонах по выходным не стреляют обычно.
Мы в этом районе ходим наверно чаще, чем где бы то ни было, и никогда ничего не слышали. Когда мы к Вам подходили, рядом дерево упало, ударом был слышен. Про наше просто не помню, внимание не том было сосредоточено, но тут удара могло и не быть. Оно еще другое по дороге зацепило, и ветки густые вниз попали.

Edited at 2008-11-24 03:17 pm (UTC)
From:zibrov_a
Date:November 24th, 2008 02:37 pm (UTC)

Re: Маленькое примечание

(Link)
Вот текст от КАРАВАНА:

"Распили все до болота перед дачами. Дорога была завалена капитально - хуже просеки. Ветер разгулялся не на шутку. Наверное, снова деревья попадали на просеку.

Но столько, сколько было - не нападает.

И у нас дерево упало, пока сидели у костра - успели убежать, пока падало. Привал сделали после дач и моста - там у оврага. Там костер чей-то догорал.

Уехали на автобусе с Ярославки.
....

Именно так - костер ваш-наш и третья ель."

Место понятное - ветер разгоняется в щели ручья и валит елки с подгнившими корнями + почва в мокрое время менее прочная. Наверно так.
From:enalex
Date:November 24th, 2008 03:16 pm (UTC)

Re: Маленькое примечание

(Link)
Ну, место так можно объяснить.
А почему падает как раз тогда, когда люди сидят и именно на них.
Простое совпадение ?
Или виноват теплый воздух, поднимающейся от костра ?
В струе же давление ниже.
From:zibrov_a
Date:November 24th, 2008 04:03 pm (UTC)

Re: Маленькое примечание

(Link)
Наша большая ель была на таком расстоянии, то ветер от костра не мог на это влиять. Просто мы были очень близко к "трубе" этого оврага или просто открытое место. Ветер все время дул именно от оврага.
From:enalex
Date:November 25th, 2008 06:42 am (UTC)

Re: Маленькое примечание

(Link)
Расстояние было не такое уж большое – комель с вывороченными корнями лежал прямо за деревом, к которому был привязан трос.
Конечно, поток воздуха от костра слишком слаб, чтобы затянуть дерево, но может быть, было достаточно небольшое дополнительное давление в состоянии неустойчивого равновесия.
Не силен в аэродинамике.
Во всяком случае странно, что оба дерева в разное время упали в сторону костра, когда он горел. Интересно, с какой стороны дерево упало у них.
From:enalex
Date:November 24th, 2008 01:17 pm (UTC)
(Link)
А сейчас пришло письмо от людей из «Каравана», которые просеку к Торгоше пропиливали.
Закончив работу, они набрели на наш костер и там остановидись.
Так на них тоже ель упала, тоже еле успели разбежаться.
Прямо заколдованное место – деревья падают именно тогда, когда группа там располагается.
From:(Anonymous)
Date:November 25th, 2008 10:24 am (UTC)

Сергей Олейченко

(Link)
Мне думается,что деревья падали во первых-потому что дул сильный,порывистый ветер(до 20м.с.-70км.час),и во вторых,потому что(как было уже отмечено А.З.)в этом году очень сырая земля,которая держит деревья хуже сухой!Все остальное-совпадение..... хотя,возможно и не обошлось без"нечистой силы". Дерево называлось-сосна(у ели ветки растут по всей длине ствола,начиная снизу). Короче, все это было интересно и впечатлительно!
From:(Anonymous)
Date:November 25th, 2008 11:44 am (UTC)

Расположение бивака

(Link)
Группа расположилась четко под ветром, на наветренной стороне долины ручья, по краю которой - в мягком грунте - стояли высокие ели. Т.ч. ничего удивительного.
Михаил Вазюлин.
From:zibrov_a
Date:November 25th, 2008 12:09 pm (UTC)

Re: Расположение бивака

(Link)
Да. Конечно теперь понятно, что эта сторона опасная. Менее опасно в лесу, но и там падали деревья. Другое дело, что упавшее дерево длиной метров 40 и ее возраст уж точно больше 50-70 лет. За это время она не упала, а ветра были я думаю разные. Значит, что-то с ним случилось именно этим летом.
From:(Anonymous)
Date:November 25th, 2008 12:07 pm (UTC)
(Link)
А это точно было то место, "караванцы" отметили в письме лежащие елки в двух метрах от костра?
Мнения разделились, но на мой взгляд это все-таки были елки. Кстати, я знаю, куда "делись" нижние ветки - я их обламывал на костер :) Те что были на 2 - 2.5 метра, более нижние были отломаны уже давно.
Шура
From:b52artur
Date:November 25th, 2008 01:28 pm (UTC)
(Link)
Дерево, которое упало, - это большая пушистая елка. По пути эта елка заодно сломала и свалила дерево, к которому был привязан тросик для кана.
Лично мои наблюдения: Ель за 10-15 минут до падения 2-3 раза издавала звуки похожие на глухие выстрелы или как рвутся толстые канаты. При этом точно сказать, откуда идет звук, было нельзя, и все деревья стояли вертикально, особо не качаясь-наклоняясь. После того как я осмотрел корни упавшей елки, я увидел, что некоторые корни толщиной с руку просто-напросто полопались. Возможно, именно их разрыв мы и слышали, и усталостная сила продолжала рвать корни, хоть уже сильного ветра и не было. В сам момент падения, сильного ветра тож уже не было, но дело было сделано, основные толстые корни уже полопались, и т.к. дерево стояло не идеально вертикально, процесс падения уже был запущен.
Длительность падения я оценил бы в 3 секунды. Я сидел на бревне и переобувал ботинки, когда после шума я глянул на елку, она уже отклонилась от вертикали и была под углом 60 градусов и неслась прямо на меня. При этом, как мне виделось, ее линейные размеры увеличивались, и быстро закрывали все небо. Я бы в одном ботинке и успел сделать только 3-4 шага и споткнулся. Случайно падая, я уже умышлено, совершил кувырок вперед, что еще на 2 шага отдалило меня от дерева. Поскольку я бы на земле, я почувствовал, как содрогнулась земля от падения елки, сила удара была огромна!
Мой рюкзак придавило стволом, но я смог его достать. При этом я совершил неприятное открытие. Оказывается ветки, на которых лежит упавшее дерево, в момент падения ломаются, и острыми краями впиваются в землю. Именно две такие ветки и прижали к земле мой рюкзак. Поскольку рюкзак был полупустой, они его не порвали, а то бы могли пронзить насквозь. Оп-ля!!! Рюкзак конечно чепуха, но вот такие острые ветки для человека крайне опасны.
Мое мнение: Надо прислушиваться к поведению дерева, и если слышны звуки рвущихся канатов, несмотря на то, что деревья стоят нормально и ветер стихает, надо уходить в безопасное место!!!
Потому как процесс падения уже запущен!
PS А где можно посмотреть фото?
From:enalex
Date:November 25th, 2008 02:34 pm (UTC)
(Link)
Я надеюсь, фото в ближайшем будущем Сергей пришлет на сайт.
From:(Anonymous)
Date:November 25th, 2008 03:03 pm (UTC)

Сергей Олейченко

(Link)
Да!пожалуй дерево называлось-ЕЛЬ! У сосны иголки длинные,а у нашего дерева были короткие. Кстати,про деревья! У деревьев ОТСУТСТВУЕТ ГЕН СТАРЕНИЯ ,поэтому они гибнут не от станости,а по другим причинам- сьел короед,сгорело в пожаре,сель повалил или лавина(в горах),погибло от засухи или разных болезней,...упало от ветра в дождливый сезон.... на кастер турыстов. А еще Гриша сегодня должен приехать!
From:zibrov_a
Date:November 26th, 2008 09:06 am (UTC)

Выложил фотографии упавшей елки на сайт

(Link)
Выложил фотографии упавшей елки на сайт - http://www.turpohod.narod.ru/treks/yar_semhoz-ashuk/semhoz-ashuk_23-nov-08_foto/stran.htm