Поход Воиново - Омутище 18 июля 2010 - Александр Ендураев

Jul. 18th, 2010 09:47 pm Поход Воиново - Омутище 18 июля 2010

Так далеко группа заезжала только один раз в прошлом году, но я тогда не поехал.
Сегодня поход был в тех же местах, но симметричный относительно Клязьмы. В прошлом году шли к северу от реки до моста в районе Покрова, потом с юга. В этот раз наоборот.
Места очень хорошие, приятно было в такую жару купаться в Клязьме. Но очень далеко, ехать больше двух часов в жаркой электричке при возвращении было утомительно.
Немного мы с Зибровым опасались, что будем идти в дыму – недалеко от маршрута появились очаги горящих торфяников. Дым мы учуяли не проехав и полпути от Москвы, где-то в районе Есино. Я побоялся, что дальше будет хуже, но дым пропал, видимо был местный очаг, потом ещё раз появился, но снова пропал. На маршруте ничего не ощущалось.
Для меня был очень интересный личный эффект. Места были абсолютно похожие на мою родину – окрестности Димитровграда Ульяновской области. (я описывал в заметке о прошлогоднем отдыхе http://enalex.livejournal.com/53175.html ). А там у меня четко выделяется 3 типа лесных массивов.
Первый. Старые сосновые боры с высокими толстыми соснами. Таких осталось немного. Когда в 50-х годах строили новый город для работников атомного центра, старались сберечь сосны и оставить их во дворах между домами. Но сосны не выносят утрамбовывания почвы, эти деревья и сосны в ближайших окрестностях города в основном высохли. Этот тип я очень ценю и жалею об его исчезновении.
Второй. Выросшие сосновые посадки вперемешку с лиственным лесом. Не знаю почему сосны сажают слишком часто, возможно по другому посадки не выживают. Но в результате сосны вырастают неестественные – высокие, но тощие. К этому типу я равнодушен. Лучше такой лес, чем никакой, но в целом он мне скучен.
Ну и последний тип не леса, а пейзажа – река. Она шире Клязьмы, но такие же повороты, такая же смена обрывистых берегов и песчаных кос. Реку я очень люблю, она почти всегда была конечной целью моих пеших и велопрогулок.
Все три типа объединяются песчаной почвой и песчаными дорогами, Это видимо определяет и схожесть этих мест с сегодняшними. До обеда сегодня лес был второго типа, что вызвало у меня некоторое разочарование. Тем более, что все говорили: "такой лес, такая дорога!"
Дорога была неплохая, но, как я уже писал, завышенные ожидания, как правило, порождают разочарование. Похожий эффект был в прошлом году в районе Шиферной. Там тоже песчаные дороги между посадок всем понравились, а меня оставили равнодушным.
Послеобеденная часть и место обеда были очень хороши. Тем более в такую жару, чистая река с песчаным дном без толп, заполнивших водоемы ближнего Подмосковья, без мусора на берегах.

12 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

From:mx_ge
Date:July 18th, 2010 06:51 pm (UTC)
Мне эти места нравятся, но никаких завышенных ожиданий не было. Вспомнился прошлогодний двухдневный поход, тоже очень недурной. Очень был доволен, что была возможность притормозить, спасибо Зиброву, и, не торопясь, пройти по берегам Клязьмы. Накупались вдоволь и, презрев планы, уехали от 113км. Возможно, спортивные результаты несколько пострадали, но убежден, что вспоминать нынешнее лето будем в том числе и по сегодняшней запоминающейся прогулке
From:veravasilieva
Date:July 19th, 2010 10:40 am (UTC)

как же хорошо

Такой прекрасной прогулки я не помню уже давно...
Лично меня не влекут спортивные достижения - а только - душевный покой...
Спасибо всем, Саше Зиброву за темп и максимум купаний и - дню,который был волшебным...
From:enalex
Date:July 19th, 2010 04:46 pm (UTC)

Re: как же хорошо

Я думаю, все участники похода уже вышли из возраста, когда волнуют спортивные достижения.
Но для душевного покоя, чтобы выбросить из головы всё, что накопилось за рабочую неделю, мне нужно хорошо нагрузиться. Меньше чем 30 км обычно недостаточно. Но в жару можно снизить уровень.
From:zibrov_a
Date:July 19th, 2010 06:06 am (UTC)

Выложил на сайт фотографии от Дмитрия Чаркина

From:snakekaa
Date:July 19th, 2010 11:23 pm (UTC)

Re: Выложил на сайт фотографии от Дмитрия Чаркина

Некоторые фото похода можно также посмотреть на http://fotki.yandex.ru/users/snakekaa/album/100278/
From:zibrov_a
Date:July 21st, 2010 06:54 am (UTC)

Выложил на сайт фотографии от Татьяны и Светланы

From:zibrov_a
Date:July 22nd, 2010 11:44 am (UTC)

Выложил на сайт подробное описание маршрута до пл. 113км

From:zibrov_a
Date:July 25th, 2010 04:57 pm (UTC)

Выложил на сайт фотографии от Странника

и комментарий:

Что бывает с котами, которые пытаются гулять сами по себе

Это маршрут, я ожидал, будет почти пляжный. Впервые за всю историю походов позволил себе надеть на ноги курортные легкие кроссовки.

Лес встретил нас празднично, великолепными песчаными дорогами (фото 1_1 -1-2).

Вскоре показалось Горбатое озеро (ф. 2_1). Озеро красивое (ф. 2_2). Самая большая глубина метра полтора, илистое дно по колено. Одним словом не купание, а торфяные грязевые ванны, но все равно очень приятно (ф. 2_3).

После озера увлекся фотографированием и отстал от группы, лес уж больно красивый (ф. 1_3). Чего волноваться, впереди отличные понятные дороги!

Через полчаса лес расступился, и маршрут пошел полем вдоль канала, выкопанного для осушения болот.
Дорога не переставала радовать (ф. 3_1-3_3).
Поле кончилось, и канал уходил вдоль леса (ф. 3_4). В этом месте через поляну была протоптана тропинка, видать, только-что прошли туристы-рыжавцы.
Между лесом и каналом был насыпан высокий гребень, экскаватор поработал на славу.
Гребень встретил дружелюбно тенистыми березовыми посадками (ф. 4_1). Но что это? Первые признаки угрозы (ф. 4_2). Оказывается, я вступил в царство бобров.

Бобры – самые крупные грызуны. Длина тела чуть более 1 м, а средний вес около 18 кг.
Ведут ночной образ жизни. С 9 часов вечера и до 1 часу ночи рубят деревья, питаются, роют норы, а к 3-4 часам утра отдыхают, устраивают себе лежки на берегу водоемов.
Питаются бобры в основном ветками. Бобр запросто может срезать за одну ночь дерево диаметром 40 см. Очень интересный материал про бобров читайте здесь

И вот тут началось. Весь гребень был утыкан пиками заточенных бобрами пеньков (ф. 4_3). А вскоре пошли такие заросли, которых я никогда в наших походах не встречал. Двухметровая крапива, лианы дикого винограда, сплетения стеблей бешеного огурца (ф. 4_4-4_6). Сойти с гребня нельзя: справа канал, слева болото. Остается идти напролом.
Солнце палит, тучи слепней атакуют. В густой траве всюду поваленные бобрами деревья, но спотыкаться опасно, упадешь на бобриную пику.
Легкомысленные кроссовки слетают с ног, как бы в траве какая-нибудь змеюка еще не цапнула.
Иногда дорогу преграждал ольховый кустарник и ничего не оставалось делать, как ползти под ним по-пластунски. (ф. 4_7).
Через каждые 2-10 метров гребень пересекали бобриные каналы (ф. 4_8). А еще бобры любят рыть норы под берегом длиной 5-10 метров. В эти-то норы я пару раз и провалился, раз по пояс и раз под самые подмышки. Выглядит норы пугающе (ф. 4_9).
Повсюду бобриные тропы (ф. 4_10) и бобриные пляжи (ф. 4_11).
Вы спрашиваете, зачем я туда поперся? Так ведь я двигался строго по маршруту от точки 11 к точке 12. Думал, впереди группа, хотя следов ее не было видно.

Весь исцарапанный, искусанный и ошалевший от впечатлений я, наконец, вышел к полю у деревни Дубровка (ф. 5_1).
Дубровка очень симпатичная, там даже часовня есть (ф. 5_2). В деревне произошло воссоединение в группой, которая, оказывается, гребень обошла лесом.
Набрали воды и пошли на привал на берег Клязьмы (ф. 5_3-5_5).
Утомленный солнцем, народ на Клязьме оттянулся по полной (ф. 6_1-6_7).

После привала я присоединился к подгруппе Ендураева, чтобы успеть в Омутище на электричку 16.25.
Места вдоль Клязьмы дивные (ф. 7_1-7_2). Всюду такой простор, дубравы, такая мощь среднерусского пейзажа! (ф. 7_3-7_6). Околдованный сказочной красотой, снова отстал от передового отряда и решил срезать маршут справа. Уперся в старицу и стал ее обходить. В итоге так плутанул (ф. 8_0), что решил следовать по маршруту в одиночестве.
From:zibrov_a
Date:July 25th, 2010 04:58 pm (UTC)

Выложил на сайт фотографии от Странника (дополнение)

Видел удивительное зрелище, как старица зарастает травой, чтобы превратиться в болото (ф. 8_1). Порадовался, что наши крестьяне так же пакуют сено в целлофан как и в Италии (ф. 8_2). Шел скошенными лугами райской красоты (ф. 8_3). Клязьма смеялась, играла на солнце и все время соблазняла искупаться. (ф. 9_1-9_4). Часто встречались старицы (ф. 9_5).
Когда переходил Клязьму по мосту, ветер донес: «Странник! Странник!». Обернулся и увидел вдалеке подгруппу Зиброва (ф. 9_6).
А какие в тех краях роскошные перелески (ф.10_1-10_6).
Наконец, впереди показалось Старое Омутище (ф. 11_1). Последний раз искупался и пошел на электричку.

Какой удивительный поход!
Слава Вождям!

P.S. Было очень жарко, но благодаря купанию и 6 капсулам ОРТО ТАУРИНА перегрева удалось избежать.

Осенний поход в 2009 году - смотри здесь: http://www.turpohod.narod.ru/treks/gor_usad-petush/usad-petush_06-sep-09_foto/stran/index.htm

Фотоотчет по истоках Клязьмы - смотри здесь: http://www.turpohod.narod.ru/treks/sav_moroz-berez_len/iksha-berez_06-jun-10_foto/stran/index.htm
From:zibrov_a
Date:July 25th, 2010 05:08 pm (UTC)

Про пеше-водный поход

На 5_5 изображена Вия, которая взяла с собой гермомешок для вещей и ласты. Она героически от места обеда проплыла по реке вниз 5 км до моста!
From:enalex
Date:July 26th, 2010 03:26 pm (UTC)

Re: Про пеше-водный поход

Жаль, что этот момент остался незапечатленным на фото.
From:zibrov_a
Date:July 27th, 2010 06:22 am (UTC)