Непал 2000 часть 2 - Александр Ендураев

Jan. 15th, 2008 08:55 pm Непал 2000 часть 2

3.05.2000
Утром в поселке видим на улице старика за каким-то древним станком, ткацкий или прялка, я увы не различаю. За фотографирование он знаками требует сигареты. Идем очень красивым ущельем в Тал.

К сожалению снять эту красоту сложно, крутые и очень высокие стены ущелья не влезают в кадр. Много водопадов, их начала вверху не видно. При съемке вблизи они обрезаются, а издали остаются на фотографии тонкой нитью.
Примитивная мельница, жернов крутится водой, кукурузные зерна подсыпаются руками.
Вся жизнь идет вдоль узкой тропы, с одной стороны отвесный спуск к реке, с другой почти такой же отвесный, уходящий далеко вверх склон ущелья. Жилье – крошечные кабинки, вместо передней стены висит тряпка. Все на виду, рядом с тропой едят, моют посуду под водопадом. Кто-то лежал почти на тропе, и, по-моему, умирал, во всяком случае на губах была пена. Зачем эти люди живут в месте, где нет пахотной земли, чем они занимаются, чем живут, непонятно.
Перед Талом ущелье расширяется, плоское и широкое русло кажется совершенно необычным, река разливается и образует спокойный пруд, тоже контрастирующий с кипящей водой на порогах.
Тал уже тибетский поселок, - тибетцы населяют горные районы, поселок тоже выглядит совсем по-другому. Вокруг поселка забор из камней, довольно широкое внутреннее пространство, молельные барабаны при входе. Нужно проходить слева от них, и крутить правой рукой по часовой стрелке. Дома из камней переложенных досками. Заглянули в один: земляной пол, посередине костер, вокруг сидят довольные непальцы и поют!
Отмечаем мой день рождения, Леша немного поет под гитару, потом мы играем в мафию. Все это происходит в столовой, а непальцы сидят на стульях, как в зрительном зале и смотрят на нас. Что они думают про нас ? Попробовал посмотреть на нашу игру со стороны. Все закрывают глаза, один (ведущий) что-то говорит, двое открывают глаза, тайно обмениваются знаками, тоже закрывают глаза. Ведущий монотонно что-то перечисляет, в какой-то момент те же двое поднимают пальцы. Потом все открывают глаза, горячо что-то обсуждают, жестикулируют, снова закрывают глаза и все многократно повторяется. Часть с закрытыми глазами может сойти за медитацию, но на что похож наш громкий галдеж ?
Снова идем узким ущельем. Я ухожу вперед, а группа останавливается отдохнуть и попить чаю. Жду их очень долго и несколько нервно, т.к. не могу понять, куда он подевались. После очередного подъема попадаем в хвойный, прямо таки карельский лес, и даже проходим небольшую березовую рощу с кривыми, правда, деревьями.
Впереди высокая снежная вершина, а справа священная гора, на которую запрещено подниматься, даже вертолетам над ней запрещено пролетать, т.к. нельзя беспокоить живущее там божество. Гид утверждает, что все попытки туристов туда подняться закончились стопроцентным смертельным исходом.

Ночуем в Чаме, это большой поселок, много магазинов, мне удается пополнить запас фотопленки, которая расходуется гораздо быстрее, чем планировалось.
5.05.2000
Проходим цветущий яблоневый сад, совсем обычный, если бы не вертикальная стена скалы за ним. Сзади остается священная гора с лингамом на верху. Мрачный, даже жутковатый безлесный котлован, окруженный горами по периметру, потом снова ущелье и широкая долина перед Пизангом. Там останавливаемся и идем на экскурсию в монастырь в Верхний Пизанг. Оттуда великолепный вид на Аннапурну. Главный храм закрыт. В открытом храме покрутили большой барабан с колокольчиками.
6.05.2000.
Идем из Пизанга в Мананг.

Портеры и трое наших идут нижней, основной дорогой. Остальных Вишну ведет верхней, более тяжелой, но более красивой. Вначале крутой серпантин, на каждом витке которого Аннапурна поднимается все величественней. Все снимают без перерыва, т.к. все время кажется, что вот этот вид самый лучший.

Крутой подъем длится около двух часов, потом тропа более ровная, а после обеда пологий спуск широким ущельем. К сожалению, горы на противоположной стороне закрываются облаками. Заходим в храм с тремя большими статуями Будд. Перед Манангом проходим 500-летний монастырь и скалистую стену с выветренными ветром фигурами наверху.

7.07.2000.
С утра идем в монастырь. Маленький храм какого-то злого бога. Служитель рассказывает, что у них была реликвия – шкура йети, но ее недавно украли. В храме побольше статуи Будды, Далай-ламы, Карма-ламы и много свисающих флагов вдоль стен.

Вообще монастыри меня несколько разочаровывают. Я читал про Тибетские монастыри, и ожидал увидеть что-то похожее. В тех, что нам попадаются, монахов практически нет, как правило, по нашей просьбе находится то ли служитель, то ли просто житель поселка, который открывает нам очень бедный храм. Если учесть, что мы не сильны в буддизме и ничего не понимаем в тех немногих изображениях, какие есть, понятно, что большого впечатления не остается.
Идем дальше, слышим несколько лавин, одну видим – на противоположном склоне. Горы в облаках. Ночуем в Як-Карке, совсем маленьком поселке.
8.08.2000.
Вначале немного разъяснилось, но Аннапурна так и не открылась. Река, которая в первые дни громко шумела внизу на порогах и перекатах, превратилась в маленький ручеек.
Идем по узкой тропе по крутому склону. В одном месте попадаем под небольшой камнепад.
Меня ударяет по щиколотке камешек, хотя маленький, но весьма болезненно.
Маше и Томе идти тяжело, удается нанять для них лошадей. Они едут более длинной, но широкой тропой по другой стороне ущелья. Потом говорят, что им казалось, что мы идем по отвесному склону.
В ТоронгПеди – месте последней ночевки перед перевалом – ущелье внезапно кончается, его перегораживает почти вертикальная стена. За неделю мы так привыкли идти вдоль ущелья, что это кажется неестественным. Место мрачноватое, поселка нет (на четырех с половиной километрах не живут даже тибетцы), единственная лоджия для туристов от ветра и для тепла врыта в землю почти до крыши.

Со всех сторон поднимаются скальные бастионы. Три белых пирамидки показывают начало тропы, которая уходит круто вверх на перевал.
Погода испортилась, холодно, снег. Невзирая на это, поднимаемся с Андреем с целью акклиматизации метров на 300 в сторону перевала. Моя куртка промокает, и высушить ее негде.
В комнатах от стен и каменного лежака веет холодом, кажется они ледяные. Сидеть можно, только завернувшись в спальник. Народ предпочитает, несмотря на непогоду, ходить во дворе. На ходу теплее, и горняшка не так заметна. Я кажется единственный, кто не страдает от горной болезни. Выясняется, что у некоторых носильщиков нет обуви для такой погоды, до сих пор они шли чуть ли не в сандалиях. Им дарят запасные кроссовки.
9.05.2000.
Встаем в 4-30 и в 5-30 выходим на перевал, нам нужно набрать почти километр высоты. К счастью, день ясный.

Справа хорошо видны Гангапурна и Аннапурна III, слева хребет Пурхунг Химал. Кажется, что перевал виден, но все время открывается новый склон. Чувствую себя нормально, только ощущение, что нельзя делать резких движений головой.

Приходим к 10 часам, многие в мучениях – высота 5416 метров. Но цель достигнута, все оживают, фотографируемся группой, фотографируем все вокруг. Видны Аннапурна III и II. Проходим перевал, впереди открывается широкая долина, совсем не похожая на привычное для нас ущелье. Вдали большой поперечный хребет. На секунду снимаю шапку, солнце впивается в затылок, быстро одеваю шапку, сбиваю темные очки – перед глазами ослепляющий взрыв, хорошо, что они были на веревочке. Долгий крутой спуск в Муктинатх.

4 comments - Leave a commentPrevious Entry Share Next Entry

From:sergeyk2006
Date:February 13th, 2011 08:01 am (UTC)

Гималаи

Знакомые, очень красивые места и красивые фотографии...!
From:enalex
Date:February 13th, 2011 08:33 am (UTC)

Re: Гималаи

Да, там очень красиво. К сожалению, у меня возникли некоторые проблемы со здоровьем, которые больше не позволяют так высоко залезать. Остается только завидовать белой завистью друзьям, которые туда собираются.
From:sergeyk2006
Date:February 13th, 2011 08:35 am (UTC)

Да, понимаю...
Я сейчас езжу туда, практически, каждый год, вот в апреле полечу в очередной раз...!
From:enalex
Date:February 13th, 2011 01:19 pm (UTC)

Ждем фото!
Просмотр фотографий поездку, конечно, не заменяет, но хорошие фото из Непала я всегда смотрю с большим удовольствием.